АВТО

Покраска крышки клапанов

Привет всем. Недавно начал замечать потеки масла по периметру крышки клапанов. Подтянул болты, но особого эффекта это не возымело, ибо прокладка стояла некачественная – поставили как-то в каком-то дерьмовом сервисе. Закупил новую оригинальную прокладку, новые болты и шайбы. Ну, раз уж пошла такая пляска – решил покрасить клапанную крышку, в соответствии с планом облагораживания моторного отсека.

Вот, что получилось по окончанию процесса:

IMAG0226

Что-бы было с чем сравнивать – первоначальный вид:

clip_image003[5]

Продолжить чтение

Установка дополнительных приборов в машину – часть 1 – материалы

Статья описывает процедуру установки в салон авто дополнительных приборов. Подобную операцию проделывают практически в каждом проекте тюнинга. Вот как это выглядит на практике:

clip_image006clip_image002

 

clip_image004

(Фотки из гугла, хер пойми чьи – ни на какие гребаные права я не претендую)

Решено было установить три 52-ух миллиметровых измерительных прибора, коих навалом в eBay (не буду приводить ссылки, ибо они довольно быстро потеряют валидность – поищите сами “52mm gauge”).

Среди всего разнообразия продуктов было выбрано три измерителя – температуры воды, давления масла и напряжения бортовой сети:

clip_image007 clip_image008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

clip_image009

 

Продолжить чтение

Сигнализация Viper 350 Plus – установка, обзор

Сегодня я хочу рассказать о приобретенной мной сигнализации для авто – я не раз упоминал о ней в статьях про автоматическое закрывание окон в авто и дистанционное отпирание багажника.

Думая о приобретении сигнализации, я изучил множество форумов и прочел массу обзоров существующих на рынке систем, и всегда в этих обзорах фигурировала фирма Viper, преимущественно на первых местах. Каждые пару лет фирма выпускает обновленную линейку моделей противоугонных систем, отличающихся функционалом и, разумеется, ценой. Базовый набор функций у самой дешевой и у самой сложной систем одинаков, и это совершенно естественно, ибо все они призваны запирать машину, визжать, если что-то не так, защищаться от подбора электронного ключа и т.п. Отличия у разных моделей заключаются в обратной связи, т.е. если у самой дешевой модели обратная связь противоугонной системы с владельцем авто только визуальная и звуковая (что эффективно только если владелец поблизости), то у более дорогих моделей, сигнализация обладает довольно мощным радиопередатчиком и способна посылать информацию о состоянии автомобиля на значительные расстояния. Информация эта принимается брелоком, снабжённым небольшим жидкокристаллическим экраном, способным отображать массу информации о состоянии авто. В случае проблем, брелок оповестит владельца о том, что с авто что-то не так, и покажет, какой сенсор сработал (сенсор вибрации, открытия дверей и т.д.). По утверждению производителя брелок может быть на связи с авто на расстоянии до 2000 футов, т.е. около 600 метров.

Размышляя о покупке сигнализации, я не раз натыкался также на продукты китайской подвальной промышленности. Функционал и внешний вид были очень похожи на продукты компании Viper, а цена была ниже, что наводило на размышления о покупке такой системы. Тем не менее, на различных форумах я обнаружил массу жалоб от владельцев подобных систем, касательно их надежности – масса отказов в морозы, недолговечность, глюки и странности в поведении системы и тому подобные истории. Соответственно единственным вариантом осталась покупка Viper’овской сигналки. И мне повезло – я купил на eBay модель Viper 350 Plus 1-Way Security System вдвое дешевле, чем предлагается на официальном сайте, а именно за 100 с копейками долларов.

clip_image002

Продолжить чтение

Автоматическое закрывание окон в авто

Как я уже говорил, я приобрел сигнализацию себе в машину (о самой сигнализации скоро тоже выйдет статейка). При покупке я заметил, что есть в этой сигнализации выход, отвечающий за автоматическое закрывание окон в машине с электро-стеклоподъемниками.

Для того чтобы данный фичер работал, нужен внешний модуль, который получив от сигнализации сигнал, закроет по очереди все открытые окна.

Я есстественно, первым делом проверил в eBay, и на запрос power window closer обнаружил несколько девайсов по довольно скромным ценам — до 30 долларов US of A.

Начал читать в инете, и выяснил, что есть 2 типа таких штук – очень тупые и не очень тупые. Очень тупые закрыватели окон, получил сигнал, тупо подают напряжение на двигатель стеклоподъёмника в теч. 10 секунд (и так 4 окна по очереди), вне зависимости от состояния окна, т.е. двигатель будет пыжиться изо всех сил, даже если окно закрыто. Не думаю, что это такая уж катастрофа, но все больно все дебильно получается. К счастью, есть не очень тупые девайсы, которые подают напряжению на двигатель, пока на линии наблюдаются пульсации напряжения, свидетельствующие о том, что двигатель вращается. Как только ток вырастает и пульсации прекращаются, девайс отрубает двигатель, и включает следующий. При этом, вне зависимости от вышеописанных условий, через 10 секунд девайс отрубит двигатель и перейдет к следующему.

Поскольку точно определить классификацию девайса не представлялось возможным, я его тупо купил. Вот такой:

1

Продолжить чтение

Электропривод для открывания багажника–часть 1

Скопилось у меня немало материала для статеек на сайт, но было много работы, и мало времени для публикации.

Начну пожалуй с того, что прикупил новую сигнализацию для тачки – о ней, однако, поговорим в другой раз. А в этот раз я хочу упомянуть, что две из четырех кнопок на пультике от сигналки можно запрограммировать по своему усмотрению. И решил я одну из них заюзать для открывания крышки багажника. По идее он открывается либо ключом, либо из салона. Я решил упразднить открывание ключом (по слухам это ко всему слабое место, поскольку сломать цилиндровый механизм банальной отверткой и открыть багажник ворам не представляет труда), а вместо него поставить какой-нибудь электропривод, т.е. багажник можно будет открыть из салона или с пультика.

Начал было мудрить конструкцию из имеющихся дома серво-приводов, но в какой-то момент решил проверить, нет ли чего готового на eBay, и тут же нашел. Вот такую штуку:

atr15

Называется POWER TRUNK RELEASE SOLENOID DOOR POP ACTUATOR.

 

Продолжить чтение

Установка прямоточного воздушного фильтра (на примере двигателя GA16DE)

Решил я поставить себе на тачку прямоточный воздушный фильтр. Я говорю о вот такой вещице:

image

Преимущества его заключаются в значительно меньшем сопротивлении потоку всасываемого воздуха, и как следствие меньшим потерям мощности двигателя выражаемой либо в улучшении динамики или экономии топлива – зависит от стиля езды. Кроме всего прочего качественный прямоточный фильтр имеет практически бесконечный срок службы – его не нужно менять, а только промывать как следует раз в несколько десятков тысяч километров пробега (по крайней мере, так рекомендует производитель).

Кроме всего прочего такая штука под капотом смотрится довольно техногенно и мотор начинает звучно рычать при работе – ведь штатная система очистки воздуха в современных авто включает в себя специальный резонатор, призванный заглушить рокот и свист всасываемого воздуха. Установка прямоточного фильтра подразумевает отключение и демонтаж этого резонатора, вместе со всей штатной системой фильтрации, и, соответственно будет отчетливо слышно, как мотор заглатывает живительный воздух.

После продолжительных поисков в сети, чтением обзоров и рекомендаций, я остановился на продукции фирмы K&N. На сайте компании есть замечательная форма поиска (на данный момент она находится здесь), в которой можно вбить марку авто и год выпуска, и получить список подходящих продуктов.

Продолжить чтение

Отключение EGR — рециркуляции выхлопных газов (GA16DE)

egrВ современных двигателях есть такая интересная система, как  EGR (Exhaust Gas Recirculation) – система рециркуляции выхлопных газов. Смысл заключается в том, что при относительно низких оборотах двигателя, часть выхлопных газов примешивается к воздуху, попадающему в цилиндры двигателя, как балласт. При этом относительно низкими считаются обороты до 4000 в минуту, т.е. большую часть времени в процессе езды система активна. По заверениям производителей, система снижает токсичность выхлопных газов путем понижения температуры горения топливной смеси в цилиндрах двигателя.

Естественно, мощность двигателя при работе системы падает, в цену сомнительного снижения токсичности выхлопа. Фактически, часть полезного пространства в цилиндре заполняется выхлопом, что искусственно снижает литраж двигателя. Кроме того, примесь выхлопа замедляет горение смеси в цилиндре. Во время работы двигателя на холостом ходу (чтобы исключить нестабильную работу), а также при работе на частоте более 4000 оборотов в минуту (чтобы дать двигателю возможность развить полную мощность) система EGR отключается.

Короче, порывшись как следует в интернете, я выяснил, что масса народу повырубала себе эту систему, получив в замену не сколь дополнительную мощность, сколько больший момент на относительно низких оборотах движка, а это не может не радовать, особенно при езде по городу.

В общем, я решил произвести у себя на Nissan Almera N15 процедуру отключения EGR. Если порыться с схеме двигателя с системой EGR, можно заметить, что от выпускного коллектора ко впускному идет стальная трубка — выглядит все это  практически идентично на двигателях разных фирм. Эта трубка соединяется со впускным коллектором с помощью вакуумного клапана. Клапан крепится ко впускному коллектору болтами, через термостойкую прокладку. Вот вместо этой прокладки нужно проложить другую, самодельную, без центрального отверстия, тем самым преградив выхлопным газам путь во впускной коллектор.

Прокладку можно вырезать из любого металлического листа – какой найдете, хоть из жести (хотя я думаю тонковато будет). Форму прокладки в идеале, конечно лучше всего срисовать с фирменной прокладки от клапана EGR, но на практике проще снять клапан и срисовать форму будущей прокладки-заглушки с него.

При установке готовой прокладки не забудьте промазать ее с обоих сторон термостойким силиконом, чтобы соединение было герметично.

Короче процедура довольна проста и супер-кратно описана в след. видео:

Я немного тормозил на видео – не обезсудьте Smile.

Как я уже говорил, эффект отключения EGR положительный – машинка стала чуть резвее при разгоне. Не стоит ждать дополнительных сотен лошадей, но прибавка к мощи достаточна, чтобы ее почувствовать.

Дополнительный полезный эффект это то, что в цилиндры поступает меньше гари из выхлопа и движок меньше засирается.

Владельцы авто выпуска после 2000 года – будьте внимательны, у вас скорее всего загорится лампочка check engine, потому как бортовой компьютер заметит, что EGR перестал работать. Ищите в сети, как обмануть компьютер.

UPDATE:

Почитать мнения о EGR и его отключении на двигателе GA16DE и подобных можно, например, на ветке форума www.club-nissan.ru.

Интересная статья о мнении известной компании Caterpillar, производящей в числе прочего двигатели внутреннего сгорания, о системе EGR — тут (на англ.). Стоит почитать, но в целом, они утверждают что оно того не стоит, и с некоторых пор, перестали юзать ее в своих движках.

Индикатор расхода топлива для инжекторного двигателя – часть 0b11

imageПоследняя часть цикла статей о индикаторе расхода топлива. Первые две части находятся здесь и здесь.

Программа для контроллера получилась довольно комплексной, потому я постарался наполнить ее комментариями, насколько это возможно. Вдобавок, полагаю будет не лишним описать здесь весь принцип реализованного алгоритма.

Саму программу и файл прошивки можно сказать здесь.

Программа пользуется обоими таймерами, имеющимися на борту микропроцессора. Восьмибитный таймер, запущенный с делителем 1024 (т.е. работающий на частоте 8МГц/1024=7812Гц), при переполнении вызывает прерывание. За 1 секунду происходит примерно 30 таких прерываний, так что отсчитав 6 из них, можно точно отмерять промежутки времени в примерно 0.2 секунды. Это и есть те самые 0.2 секунды, задающие такт всей системе.

Шестнадцатибитный таймер использует внешнее прерывание для включения и выключения – он включается по спадающему и выключается по возрастающему фронту. Иными словами, таймер считает, когда инжектор открыт. Каждые 0.2 секунды главная функция программы сравнивает текущее значение таймера с максимально известным значением, и на основании этого сравнения, принимает решение, насколько заполнить индикатор. Теперь о максимальном значении – у программы есть два режима работы, в точности как у Терминатора – помните, у него был переключатель в мозгах, который позволял или запрещал Терминатору учиться новым вещам. Изначально программа учится – каждый раз, обнаружив новое значение таймера, которое больше предыдущего максимума, она запоминает его в энергонезависимую память EEPROM (в переменную maximum). Там-же хранится флаг (переменная learning), отвечающий за включение и отключение режима обучения – соответственно, когда этот режим выключен, программа не будет запоминать новые максимальные значения подсчетов таймера.

Возможность смены режима обучения была сделана вот для чего: как выяснилось, на максимальном “газе” (а-ля “pedal to the metal”) подача бензина столь велика, что после запоминания значений таймера в таких режимах работы, при обычном, спокойном стиле езды, индикатор заполняется всего на 2-3 деления из 10. Естественно, это не совсем удобно и устройство теряет смысл существования, при обычной езде, без гонок. Поэтому я обучил его немного газанув на разгоне, и отрубил обучающий режим. Теперь при прогреве например, горят 2 деления. При обычной езде – до 6ти, при резвом разгоне – 9-10, ну и если вообще притопить, то все 10 постоянно.

Для сброса сохраненного в EEPROM максимально известного значения таймера и переключения режимов обучения устройства, существует кнопка SW2 (смотрите схему). Если во время работы устройства подержать ее нажатой несколько секунд, то EEPROM обнулится. Если держать ее нажатой в момент инициализации микропроцессора (читай –  подачи питания на устройство), то оно переключится на другой режим обучения.

Для визуализации процессов инициализации, запоминания в EEPROM новых значений и переключения режимов обучения реализованы простые схемы подмигивания индикатором – этим занимаются функции running_bar и blinking_bar.

Поскольку запись в EEPROM процесс довольно медленный, обнаружив необходимость записать в EEPROM новое значение таймера, программа ждет примерно минуту (300 циклов по примерно 0.2 секунды), прежде чем записать его (этим занимается переменная e_eprom_w_timer). Если в течении этой минуты будет обнаружено очередное, еще более высокое значение таймера, то отсчет минуты начинается заново.

Важный момент в работе шестнадцатибитного таймера – при выключении двигателя, таймер включается по спадающему фронту внешнего прерывания, и остается включенным. Это не есть хорошо, поскольку работа всего устройства будет скомпрометирована. Решение проблемы очень простое: таймер работает с делителем 64, т.е. на частоте 8МГц/64=125КГц, следовательно он переполнится примерно за 0.5 секунды. Включаем прерывание на переполнение этого таймера. Если такое прерывание наступает, то система понимает, что двигатель остановлен, вырубает таймер, обнуляет его, отменяет запись в EEPROM нового, нереального значения таймера (ведь он продолжает непрерывно считать почти полсекунды, думая что инжектор открыт) и инициализирует систему по новой (замещает неверные максимальные значения таймера правильными, из EEPROM).

Продолжить чтение

Индикатор расхода топлива для инжекторного двигателя — часть 0b10

imageИтак, в первой части повествования мы с вами разобрались в базовой теории работы инжектора и определились с функционалом и принципом реализации будущего устройства для измерения потребления топлива.
Сердцем устройства станет, разумеется, микроконтроллер (далее МК). Мой выбор пал на самый древний, что завалялся у меня на полке — Atmel AVR AT90S2313. Его скромных возможностей выше крыши хватит для реализации задуманного. В этом МК нет никакого внутреннего резонатора – к нему нужно подключить внешний источник тактовой частоты – как правило это кварцевый резонатор. Я подчеркиваю – выбор пал на этот МК только потому что более простого у меня не оказалось.

Как было сказано, принцип работы индикатора расхода строится на измерении суммарного интервала открытия форсунки в единицу времени. Чем больше замеренный суммарный интервал, тем больше делений загорится на индикаторе. Значит пришла пора определиться с единицей времени, и сделать это можно по следующей логике: по идее, на холостом ходу мотор моего Nissan’a (да и на самом деле на большинстве других легковых авто) работает со скоростью около 700 об/мин (это по паспорту). Допустим он работает даже 600 об/мин, т.е. 10 об/сек. Таким образом, за 1 секунду, коленвал совершит 10 оборотов. Форсунка открывается 1 раз за 2 оборота, во время такта впуска. Таким образом, за секунду, форсунка откроется 5 раз, а значит минимальный отрезок времени, за который она откроется хотя-бы раз (что бы наш измеритель хоть чего-нибудь да измерил) равняется 1/5 секунды или 200мс. Ну вот и возьмем эти 200мс за единицу времени, т.е. будем мерить сколько времени была открыта форсунка за 200мс. Соответственно, с тем же 200от-миллисекундным интервалом будут обновляться показания на индикаторе.

Продолжить чтение

Индикатор расхода топлива для инжекторного двигателя – часть 0b01

imageНа многих современных авто бортовой компьютер выводит на дисплей информацию о потреблении топлива в текущий момент времени. Причем информация эта выводится в двух видах. Иногда в литрах на 100 км., но чаще в литрах в час. Причем если первый показатель довольно понятен и исчерпывающ, то второй сам по себе ничего не говорит – приходится еще и глядеть на спидометр, и потом напрягать мозги, вычисляя сколько же литров живой воды схавает двигатель за 100 км. пробега в данном режиме. Короче бред полный, на мой взгляд.

Кроме всего прочего, меня лично не устраивает цифровой вывод информации, поскольку он отвлекает внимание от дороги. Можно конечно поставить гигантский индикатор со здоровенными цифрами, но это потребует реорганизации всей торпеды, а делать этого совсем не хочется.

И тогда я понял, что мне нужен простой “прогресс бар” (вообще это это называется “бар граф” от англ. bargraph, но прогресс бар как то понятнее звучит Smile), который будет показывать расход топлива в единицу времени. Вот такой вот:

image

Такая система, разумеется, не будет показывать никакого числового расхода топлива, ни в единицу времени, ни в единицу пробега, но тем не менее даст четкое представление о моментальном расходе бензина.

Продолжить чтение