DIY

Индикатор расхода топлива для инжекторного двигателя — часть 0b10

imageИтак, в первой части повествования мы с вами разобрались в базовой теории работы инжектора и определились с функционалом и принципом реализации будущего устройства для измерения потребления топлива.
Сердцем устройства станет, разумеется, микроконтроллер (далее МК). Мой выбор пал на самый древний, что завалялся у меня на полке — Atmel AVR AT90S2313. Его скромных возможностей выше крыши хватит для реализации задуманного. В этом МК нет никакого внутреннего резонатора – к нему нужно подключить внешний источник тактовой частоты – как правило это кварцевый резонатор. Я подчеркиваю – выбор пал на этот МК только потому что более простого у меня не оказалось.

Как было сказано, принцип работы индикатора расхода строится на измерении суммарного интервала открытия форсунки в единицу времени. Чем больше замеренный суммарный интервал, тем больше делений загорится на индикаторе. Значит пришла пора определиться с единицей времени, и сделать это можно по следующей логике: по идее, на холостом ходу мотор моего Nissan’a (да и на самом деле на большинстве других легковых авто) работает со скоростью около 700 об/мин (это по паспорту). Допустим он работает даже 600 об/мин, т.е. 10 об/сек. Таким образом, за 1 секунду, коленвал совершит 10 оборотов. Форсунка открывается 1 раз за 2 оборота, во время такта впуска. Таким образом, за секунду, форсунка откроется 5 раз, а значит минимальный отрезок времени, за который она откроется хотя-бы раз (что бы наш измеритель хоть чего-нибудь да измерил) равняется 1/5 секунды или 200мс. Ну вот и возьмем эти 200мс за единицу времени, т.е. будем мерить сколько времени была открыта форсунка за 200мс. Соответственно, с тем же 200от-миллисекундным интервалом будут обновляться показания на индикаторе.

Продолжить чтение

Индикатор расхода топлива для инжекторного двигателя – часть 0b01

imageНа многих современных авто бортовой компьютер выводит на дисплей информацию о потреблении топлива в текущий момент времени. Причем информация эта выводится в двух видах. Иногда в литрах на 100 км., но чаще в литрах в час. Причем если первый показатель довольно понятен и исчерпывающ, то второй сам по себе ничего не говорит – приходится еще и глядеть на спидометр, и потом напрягать мозги, вычисляя сколько же литров живой воды схавает двигатель за 100 км. пробега в данном режиме. Короче бред полный, на мой взгляд.

Кроме всего прочего, меня лично не устраивает цифровой вывод информации, поскольку он отвлекает внимание от дороги. Можно конечно поставить гигантский индикатор со здоровенными цифрами, но это потребует реорганизации всей торпеды, а делать этого совсем не хочется.

И тогда я понял, что мне нужен простой “прогресс бар” (вообще это это называется “бар граф” от англ. bargraph, но прогресс бар как то понятнее звучит Smile), который будет показывать расход топлива в единицу времени. Вот такой вот:

image

Такая система, разумеется, не будет показывать никакого числового расхода топлива, ни в единицу времени, ни в единицу пробега, но тем не менее даст четкое представление о моментальном расходе бензина.

Продолжить чтение

Установка зажигания (УОЗ) на примере Nissan Almera N15 (GA16DE)

image Случилось так, что мой Nissan несмотря на то, что неплохо тянул, жрал бензина немеряно. На трассе получалось около 10 литров на 100 км. О городе я вообще молчу. Я разумеется рылся на форумах, но ничего конкретного никто порекомендовать не мог. Люди писали проверить смесь, проверить то, проверить сё. Я проверял – все было ок. И вот наконец пришла очередь проверить угол опережения зажигания, и выяснилось, что угол был конкретно сбит, и зажигание стояло очень позднее. Минутная регулировка (о которой чуть ниже) больше чем в полтора раза уменьшила расход бензина, а мотор будто подменили – тянуть стал значительно лучше.

А логика тут вот какая. Всех нас учили в школе, что когда поршень находится в верхней точке, искра поджигает сжатую поршнем топливную смесь, она воспламеняется, и сгорая превращается в массу раскаленных выхлопных газов, которые с большой силой давят на стенки цилиндра и поршень. Ну и так как сдвинуть поршень гораздо проще, чем разнести цилиндр, газы его и двигают, вырабатывая для нас лошадиные силы. Это все в теории. На практике, так как поршни присоединены к коленвалу двигателя, и вся эта система обладает некоторой инерцией, поршень будет некоторое время двигаться вниз сам, увлекаемый крутящимся по инерции коленвалом, даже если топливная смесь по какой-либо причине не воспламенится. Вдобавок, сгорание топливной смеси вовсе не мгновенное. От момента появления искры до момента, когда вся смесь загорится, и давление газов достигнет максимальной величины, проходит некоторое время. Этот отрезок времени очень мал, но так как скорость вращения коленвала весьма велика, то даже за это время поршень успевает пройти некоторый путь от того положения, при котором началось воспламенение смеси. В итоге, газы начинают давить на поршень слишком поздно, КПД двигателя и мощность снижаются а расход бензина значительно возрастает.

Решения проблемы просто – искра должна проскакивать и воспламенять топливо еще до того, как поршень дойдет до самой верхней точки. Тогда давление газов достигнет своего максимума точно в нужный момент – когда поршень будет в самом верху.

Разница в градусах, между положением коленвала при котором поршень находится в верхней точке и положением при котором происходит зажигание топливной смеси называют углом опережения зажигания. Оптимальное значение угла опережения зажигания зависит от массы факторов – скорость работы двигателя, составом топливной смеси и т.п. В двигателе есть несколько систем, оптимизирующих угол автоматически в процессе работы, но начальное значение должно быть выставлено вручную. Именно эту процедуру я и разберу сейчас, на примере двигателя Nissan GA16DE.

Продолжить чтение

Как заткнуть блок питания Antec — замена кулера

image Я упоминал, что в своем проекте the_brain я использовал блок питания Antec TruePower TPQ-1000. Несмотря на то, что этот блок питания обладает довольно низким уровнем шума (хотя и не самым низким в своем сегменте), он оказался самым громким элементом в системе. Без нагрузки, когда и тепловыделение невелико, 80ти миллиметровый вентилятор в блоке питания не шумит, но с повышением нагрузки он начинает завывать – не слишком громко, но достаточно, чтоб выделиться из общей кучи еле слышного шелеста 120 миллиметровых вентиляторов Enermax Everest.

Разумеется, поскольку на гарантию мне начхать, было решено уменьшить шумность Antec’а. Порывшись в интернете, я обнаружил, что простая замена “родного” кулера на нечто покруче, решает проблему. Вот в этой ветке форума, популярно рассмотрена замена кулера на продукт от Noctua, имеющий значительно меньший уровень шума, при аналогичной производительности.

Я же решил пойти другим путем. По многим причинам. Например мне хотелось решения сразу, а кулер Noctua нужно заказывать, платить за него около 30 долларов (он, почему-то, стоит дороже того-же Enermax Everest…), ждать месяц. Для его установки надо вынимать и разбирать блок питания, а это целая история, так как в моем случае в районе блока питания находится помпа для воды и куча проводки, значительно усложняющие эту процедуру.

Я решил поставить на выхлоп блока питания раструб-переходник на 120ти миллиметровый вентилятор, а на него, собственно, сам вентилятор. Выбор, естественно, пал на Enermax Everest (их было куплено с запасом). Причем делать все это предполагалось не разбирая блока питания, и даже не вынимая его из корпуса (прямо как в анекдоте про ).

Продолжить чтение

the brain: финальная сборка

Финальная сборка всех узлов заняла около двух дней. В эти два дня вошел монтаж всех водоблоков, огромного количества электропроводки в корпусе, монтаж материнской платы, приводов и их подключение, установка подсветки, и, наконец, соединение всех деталей водянки шлангами.
Когда все это было проделано, все места возможных протечек водянки были проложены большим количесвом туалетной бумаги, система была наполнена дистиллированой водой и помпа была запущена от внешнего источника питания на 48 часов. Таким образом я пытался проверить систему на протечки. Их к счастью, обнаружено не было. Тогда я слил воду и залил в систему специальную жидкость для подобных систем охлаждения PrimoChill ICE Non-Conductive Liquid Cooling Fluid.

 PC ICE

Судя по обзорам в интернете жидкость действительно неплоха и обладает следующими преимуществами: не проводит электричество, имеет более высокую по сравнению с водой теплопроводность и текучесть (последнее снижает нагрузку на помпу). Так же химический состав жидкости исключает биологическую активность в ней, чего не скажешь о воде. Цена всего 20 баксов за почти литр. По моему идеальный вариант. Жидкость продается всех цветов радуги, но я купил бесцветую, а затем добавил в нее краситель.

Ну, собственно после всех вышеописанных процедур, пришло вреся запускать систему. И она запустилась безо всяких проблем.

Вот фото-отчет всего процесса:
[svgallery name=»the_brain_assembly»]

Вскоре расскажу о результатах оверклокинга. До встречи!

the brain: полируем Intel Core i7-950

the_brain В рамках проекта the brain был приобретен процессор Intel Core i7-950 степинга D0. Изначально планировалась покупка более дешевого камня i7-920, но фортуна повернулась к лесу жопой и мне выпала возможность приобрести новехонький i7-950 по цене 920того (знакомства решают все). Ессесно такую возможность я упускать не стал, и через несколько дней процессор, совершив кругосветное путешествие с остановками в Денвере и Париже, оказался у меня в руках.

 

Фото только вынутого из коробки мозга:

core_I7-950_polish_1

Фото в сокете:

core_I7-950_polish_2

[ad#intext2]

Камень оказался всем хорош – гнался до 4.5 ГГц без особо сильного поднятия напряжения (в пределах зеленой зоны). Единственный замеченный недостаток был в том, что поверхность крышки процессора не была ровной – в центре была небольшая волна. Вот от нее то я и решил избавится. Сделав на прощание фотографию с маркировкой процессора, я принялся делать из него человека, по описанной мной-же технологии:

core_I7-950_polish_5

Крышка не была сильно кривой, поэтому я ограничился легким выравниванием – не понадобилось даже снимать весь металл до меди:

core_I7-950_polish_3

core_I7-950_polish_4

После проделанной процедуры температура процессора в загрузке упала на 4 градуса, что доказывает целесообразность подобной операции при разгоне процессоров.

the brain: Установка водоблока ASETEK на чипсет ASUS Rampage II Extreme (часть 0b11)

Исходные материалы:

  • Материнская плата ASUS Rampage II Extreme. На плате установлен хитромудрый радиатор для охлаждения обоих мостов, системы питания процессора и еще кое-какой периферии. Радиатор составной, так что можно его частично или целиком заменить на водяное охлаждение.

asus_rampage_II_waterblock_11

  • Водоблок для чипсета от компании ASETEK (ему уже лет 6-7, если я не ошибаюсь):

asus_rampage_II_waterblock_001

Продолжить чтение

Водоблок Danger Den GTX295V2 — установка

image Как известно, первые видеокарты семейства GTX295 состояли из двух отдельных плат, на каждой из которых располагался графический процессор. Две эти платы бутербродом устанавливались на кулер. Как правило он был воздушный, а в более дорогих моделях вместо него ставили водоблок. Конструкция была не простой, требовала большой точности в изготовлении деталей, дабы исключить зазор между элементами на плате и теплосъемниками. Если же геймеру внезапно приходило нестерпимое желание играться в тишине, то конечно можно было купить водоблок и поставить его вместо обычного воздушного кулера, но процедура эта была очень и очень непростой из-за сложного технического дизайна карты-бутерброда и нередко заканчивалась большими проблемами при сборке бутерброда, течью и даже гибелью видео-карты.

Производители учили этот факт, и быстренько выпустили вторую ревизию GTX295, которая включает в себя лишь одну плату, на которой уместились и оба графических процессора, и 1792 Мб памяти, и все что еще надо. Все это, разумеется, без ухудшения производительности. Другими словами производители просто упихали начинку двух плат в одну.

Продолжить чтение

Превращение FLUKE 15B в FLUKE 17B и обзор оного

fluke_15B fluke_17B Понадобился мне нормальный мультиметр. Я уже довольно давно обходился простеньким UNI-T UT33C, но вопрос о точности его измерений всегда оставался открытым. Я даже просверлил в его корпусе дырки, для быстрого доступа к подстроечникам (а из там аж 5!!!) и иногда калибровал его в лаборатории. Но все равно точность плавала в зависимости от температуры окружающей среды, фазы Луны и черт знает чего еще. Кроме того чувствительность была мала и измерять низкие напряжения с достаточной долей точности было нереально. Со временем еще отвалился провод от одного из щупов… В общем впечатления от UNI-T остались не очень радужными.

Собрав свой вольтметр для компа, я понял, что откалибровать его дома не смогу при всем желании. А это было очень важно – все же речь шла о напряжениях на мазерборде. Да и вообще надоело мне жить в сомнениях

Решил купить нормальный прибор, причем именно FLUKE, так как существует легенда, что FLUKE — это папа всех мультиметров на планете.

Покопавшись в сети, я облюбовал модель FLUKE 17B ценой примерно в 100 баксов. Однако, спустя секунду я обнаружил что существует модель FLUKE 15B, которая в отличие от старшей модели не умеет мерить температуру, частоту и скважность, а также производить измерения напряжения и тока относительно некоторой заданной величины. При этом данный мультиметр стоил значительно дешевле — около 50 баксов. Присмотревшись, я заметил, что обе модели имеют практически идентичный внешний вид, разве что у младшей отсутствует пара элементов управления.

Это навело меня на мысль, что с производственной точки зрения, совершенно нерентабельно делать две разные начинки для двух соседних моделей прибора. Скорее всего начинка у обоих мультиметров одна, и только конструктивные особенности корпуса и пара перемычек на плате ограничивают FLUKE 15B от использования части функционала, доступного на FLUKE 17B. Забегая вперед скажу, что я оказался чертовски прав!

Понимая, что даже если мне не удастся превратить FLUKE 15B в 17B, я получу изумительный, точный и надежный прибор, я приобрел FLUKE 15B.

Продолжить чтение