Установка зажигания (УОЗ) на примере Nissan Almera N15 (GA16DE)

image Случилось так, что мой Nissan несмотря на то, что неплохо тянул, жрал бензина немеряно. На трассе получалось около 10 литров на 100 км. О городе я вообще молчу. Я разумеется рылся на форумах, но ничего конкретного никто порекомендовать не мог. Люди писали проверить смесь, проверить то, проверить сё. Я проверял – все было ок. И вот наконец пришла очередь проверить угол опережения зажигания, и выяснилось, что угол был конкретно сбит, и зажигание стояло очень позднее. Минутная регулировка (о которой чуть ниже) больше чем в полтора раза уменьшила расход бензина, а мотор будто подменили – тянуть стал значительно лучше.

А логика тут вот какая. Всех нас учили в школе, что когда поршень находится в верхней точке, искра поджигает сжатую поршнем топливную смесь, она воспламеняется, и сгорая превращается в массу раскаленных выхлопных газов, которые с большой силой давят на стенки цилиндра и поршень. Ну и так как сдвинуть поршень гораздо проще, чем разнести цилиндр, газы его и двигают, вырабатывая для нас лошадиные силы. Это все в теории. На практике, так как поршни присоединены к коленвалу двигателя, и вся эта система обладает некоторой инерцией, поршень будет некоторое время двигаться вниз сам, увлекаемый крутящимся по инерции коленвалом, даже если топливная смесь по какой-либо причине не воспламенится. Вдобавок, сгорание топливной смеси вовсе не мгновенное. От момента появления искры до момента, когда вся смесь загорится, и давление газов достигнет максимальной величины, проходит некоторое время. Этот отрезок времени очень мал, но так как скорость вращения коленвала весьма велика, то даже за это время поршень успевает пройти некоторый путь от того положения, при котором началось воспламенение смеси. В итоге, газы начинают давить на поршень слишком поздно, КПД двигателя и мощность снижаются а расход бензина значительно возрастает.

Решения проблемы просто – искра должна проскакивать и воспламенять топливо еще до того, как поршень дойдет до самой верхней точки. Тогда давление газов достигнет своего максимума точно в нужный момент – когда поршень будет в самом верху.

Разница в градусах, между положением коленвала при котором поршень находится в верхней точке и положением при котором происходит зажигание топливной смеси называют углом опережения зажигания. Оптимальное значение угла опережения зажигания зависит от массы факторов – скорость работы двигателя, составом топливной смеси и т.п. В двигателе есть несколько систем, оптимизирующих угол автоматически в процессе работы, но начальное значение должно быть выставлено вручную. Именно эту процедуру я и разберу сейчас, на примере двигателя Nissan GA16DE.

Имейте ввиду, что на современных двигателях (ну скажем выпуска наверно последних лет 6-7) все это дело не проканает, потому-что все эти системы стали более “цифровыми” и туда уже вообще страшно соваться. Смотрите по паспорту – если в вашем авто нет трамблера, то зажигание у вас регулируется компьютером.

На центрально шкиве двигателя есть 6 меток, а на теле самого двигателя установлена неподвижная стрелочка:

 image

Правильный угол опережения зажигания на моем двигателе, по паспорту, равен 10 градусам, т.е. во время работы прогретого двигателя на холостом ходу стрелочка должна указывать на четвертую метку точно в момент проскакивания искры в первом цилиндре двигателя. Поскольку все это дело происходит весьма быстро, то без специального приспособления не обойтись.

Приспособление является немного модифицированным стробоскопом. Я себе раздобыл такой (10 баксов на eBay, хотя есть и за 100 и за 200. Продвинутые жуть. Чего только не мерят. На английском называется ignition timing light gun):

Timing_Gun_07

Timing_Gun_05

Timing_Gun_06

Система проста: внутри лампочка, которая получает питание от аккумуляторной батареи через красный и черный крокодилы, и загорается она лишь на мгновение, когда ток в высоковольтном свечном проводе первого цилиндра индуцирует ток в прищепке стробоскопа, которая цепляется на этот самый свечной провод:

uoz_03

 uoz_05

Обратите внимание, что на прищепке есть стрелочка, указывающая на направление тока к первой свече. Важно установить прищепку правильно:

uoz_04

В результате, метки освещаются ярким лучом света точно в нужный нам момент времени, и для нашего “медленного” глаза картинка останавливается – создается впечатление, что шкив остановился и можно неспеша разглядывать метки.

Сам девайс я конечно не смог не раскрутить:

Timing_Gun_01

Timing_Gun_02

Дорожки на плате очень забавные:

Timing_Gun_03

Свет от лампочки собирает вот такая вот лупа :):

Timing_Gun_04

Ход работ:

  • Ставим машину в тень
  • Прогреваем движок как следует, до середины шкалы
  • Газуем 2000 об/мин 2 минуты
  • Глушим мотор
  • Отсоединяем провода от датчика положения дроссельной заслонки. У меня это здесь:

uoz_01

Крупнее:

uoz_02

  • Присоединяем стробоскоп
  • Заводим мотор, газуем пару раз до 3000 об/мин и даем движку тарахтеть на холостом ходу
  • Идем под капот и светим стробоскопом на метки на шкиве

uoz_06

Ежели все ОК с углом – прекрасно. В моем случае зажигание было конкретно поздним, т.е. воспламенение смеси случалось когда поршень уже шел вниз.

Для того, чтобы отрегулировать угол, надо ослабить крепление трамблера (распределителя зажигания) и прямо на ходу медленно вращать его на небольшие углы (буквально градус-другой за раз) и проверять метки.

image

Когда дойдете до нужной, затяните назад крепления трамблера, заглушите движок, отсоедините стробоскоп и присоедините провода к датчику положения дроссельной заслонки.

Вот и все.

Далее я намерен сделать самокалибрующийся датчик расхода топлива и установить его в салон. Подробности вскоре.



У этой записи 8 комментариев

  1. Iceman

    Интересно до жути!
    Ты вечно находишь какие-то штуки, о которых нормальному человеку сложно подумать.
    Пиши еще и чаще 🙂

  2. -=MindHunteR=-

    Iceman написал:

    Интересно до жути!
    Ты вечно находишь какие-то штуки, о которых нормальному человеку сложно подумать.
    Пиши еще и чаще

    Пишу 🙂

  3. StasMsk

    подскажи у меня ниссан 96 года,ежжу на 95том бензине
    где почитать какой у меня угол должен быть?
    двигатель га16ть

  4. -=MindHunteR=-

    StasMsk написал:

    подскажи у меня ниссан 96 года,ежжу на 95том бензинегде почитать какой у меня угол должен быть?двигатель га16ть

    8-10 градусов.
    данные из мануала. мануал из сети.

  5. hulitolku

    Привет. Подскажи пожалуйста, у меня такая проблема:
    Ниссан Альмера N16 2004 года
    Дымил двигатель, заменил его на контрактный такойже GQ18DE но от ниссан тино, и головка блока цилиндров у него с пластиковой крышкой
    В итоге: Двигатель с установленным датчиком коленвала не заводится, без него завелась.
    Работает двигло хорошо, но при этом горит check. Ставили датчик со старого мотора, тоже самое, с ним не заводится без него заводится.
    Вот так и езжу с чекинжином уже года полтора.
    Ошибка показывает “Датчик или цепь положения коленвала”.

    Заводится при этом с 2-3 оборотов, тянет не очень.

  6. -=MindHunteR=-

    @ hulitolku:
    привет. к сожадению с не профессиональный моторист, чтобы по данным симптомам определить проблему.
    я бы рекомендовал обратиться за помощью вот на этот форум – http://www.club-nissan.ru/forums/forumdisplay.php?f=74
    Там масса народу, и очень хорошие модераторы – они помогут.

  7. ee

    Эта тема старая, но всё-равно отпишусь.
    Год назад отрегулировал зажигание с помощью стробоскопа. Всё делал по информации из этой статьи.
    Потом записал видео по тому, как выглядят метки на ремне при свечении стробоскопом: http://www.youtube.com/watch?v=SZI8piRqzeA

    У меня GA15DE, поэтому угол 6 градусов, а не 8.
    Регулировку проводил по причине ремонта трамблёра (замена сальника и чистка щёток). Соответственно, когда снимали трамблёр, то угол сбили.

    С тех пор двигатель работает очень ровно, катаюсь на 95м бензине.

    Спасибо за статью! 🙂

  8. -=MindHunteR=-

    @ ee:
    Спасибо! Рад, что информация оказалась полезной!

Добавить комментарий