Электроника и софт

Приспособления для пайки

image Любой любитель электроники согласится, что при пайке часто нужно придержать какую-нибудь деталь, иногда поскрести чем-то между дорожками, отскоблить чего-нибудь ну и т.п. Представлялся набор инструментов, как у дантиста. Помните, есть у них скоблилки всяких фасонов, торчащие с двух сторон одной ручки. (Кстати у скоблилок этих есть совершенно адские названия, вроде экскаватора, долота, шпателя, гладилки, штопфера, штрипсы, матрицы, кюреты, скалера, зонда, периодонтального элеватора ну и т.д. А форма их наталкивает на мысль, что инструменты эти прямое наследие инквизиции… Я вот маленькую картиночку прицепил, чтоб общее представление дать.)

В общем, недавно шарился я в сети, и обнаружил в продаже прекрасный комплект приспособлений для пайки, очень напоминающий (примерно на 100%) то, что я хотел. От он:

soldering assistant

Продолжить чтение

Как выбирать блок питания для компа или скупой платит двадцать раз… или тридцать…

PSU За свою практику работы с железом, я не раз сталкивался с ситуациями, когда из-за сдыхающего, некачественного блока питания сбоит комп, а порой скачок напряжения просто выносит его целиком. Ситуация действительно нередка. Большая часть пользователей, в лучшем случае уделит внимание мощности, написанной на приобретаемом блоке питания, но не более того. Продавец, в свою очередь, никогда не предупредит покупателя о низком качестве дешевых блоков питания, пользующихся особым спросом.

Со временем, компьютер стареет, и пользователь делает апгрейд, меняет процессор, видюху, покупает еще пару винтов… А несчастный блок питания, пропылившийся насквозь, с полудохлым вентилятором, остается прежним. Только вот новую машину он уже не тянет,и когда с ней начинаются проблемы, зависания и т.п. о нем не сразу вспоминают.

Поэтому я хочу поделиться своими знаниями и доказать, что покупка качественного блока питания (качественный – не значит нереально дорогой!!!) просто обязательна, если ваши нервы вам дороги.

Итак, давайте подумаем. Несмотря на то, что компьютеры повсеместно проникли в нашу жизнь по самое немогу и стали считаться совершенно обыденной безделушкой, они все еще остаются очень непростым и очень точным электронным девайсом. И девайс этот питается постоянным током, который для него вырабатывает блок питания, питаясь от высоковольтной сети переменного тока. Блок питания выдает 3 основных напряжения питания компьютера – 12в, 5в и 3.3в, называемые линиями питания. Как известно, современный компьютер состоит из нескольких устройств, таких как процессор, память, видеокарта и т.д. Для каждого из них нужно свое напряжение питания, и именно поэтому блок питания выдает эти три линии.

Проблема заключается в том, что для стабильной работы компьютера, напряжения на линиях питания должны всегда быть точными (допустимая погрешность для блоков питания стандарта ATX ±5%, т.е. доли вольта), безо всяких скачков, проседаний и другой свистопляски. В процессе работы, нагрузка на компьютер может значительно меняться, причем очень быстро. Чем больше нагрузка – тем больше потребляется тока. При этом блок питания должен мгновенно подстраиваться под новые условия работы и не допускать значительных (больше ±5%) изменений напряжений на всех трех линиях. Если блок питания не в состоянии этого делать (оттого, что он не качественный или просто перегружен) – компьютер не будет работать стабильно и устроит вам брутальную веселуху с зависаниями, произвольными рестартами и синими экранами. А вы будете думать, что это “проклятая винда опять глючит” и “будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса”.

Продолжить чтение

Вольтметр для компа – продвинутая версия

На этот раз начну с конца. Вот, что получилось:

Ну а теперь, давайте поговорим о том, как я к этому все пришел. Может быть кто-то узреет для себя пару полезных идей.

Продолжить чтение

the brain: ставим Asetek Antarctica на LGA1366

Была однажды такая замечательная компания Asetek, которая делала замечательные системы водяного и фазового охлаждения для энтузиастов. К сожалению, пару лет назад, фирма перестала заниматься выпуском подобной продукции. Но был в их линейке один теплообменник, названный Antarctica, который бил все рекорды производительности.

Asetek Antarctica Kit

Опять же, в интернете есть сотни обзоров и сравнений этого теплообменника с другими. Поэтому я не буду приводить здесь его обзор и тесты. Скажу лишь, что Antarctica действительно очень эффективен и выглядит отлично.

Продолжить чтение

the brain: Водянка и КОРПУС (часть 0b10)

the_brain

Продолжаем строительство корпуса для будущего компьютера. Как было сказано в предыдущей статье, в корпусе нужно разместить систему водяного охлаждения, или “водянку”. Несмотря на то, что для корпуса Antec Twelve Hundred существует фирменный радиатор Antec (его нужно приобретать отдельно), он показался мне маленьким и неэффективным. Поэтому я решил пойти иным путем.

После изучения (в ней перечислены все радиаторы Black Ice серий alpha и GT и их теплоемкость: это поможет подобрать оптимальный радиатор под каждую конкретную систему, в зависимости от её тепловыделения и предпочтений в количестве посадочных мест под вентиляторы), рассеиваемых радиаторами, мой выбор пал на Black Ice Xtreme 3. Он рассеивает порядка 1100Вт.

Продолжить чтение

the brain: КОРПУС (часть 0b1)

the_brain

Когда я только вынашивал в голове план будущего проекта the brain, я планировал использовать корпус Thermaltake Armor VH6001BWS. Обзоры данного корпуса были тщательно исследованы и проанализированы – для моих целей он уверенно лидировал (просторный, качественный, стильный, удобный в использовании).

Однако, увидев в интернете обзор относительно корпуса Antec Twelve Hundred я понял, что это именно то, что мне надо. Я не буду приводить здесь очередной обзор сего чуда – их навалом в интернете (например этот).

Корпус по идее создан и оптимизирован для систем с воздушным охлаждением компонентов. Но это вовсе не мешает вхерачить в него водянку. Вот этим и предстоит заняться, наравне с установкой неоновой подсветки внутренностей и умной укладки электропроводки в корпусе.

Продолжить чтение

Мод для помпы Laing DDC – резервуар XSPC

the_brainСердцем водяной системы охлаждения проекта the_brain станет широко известная в кругу оверклокеров помпа Laing DDC. Эта 12тивольтная помпа славится своей производительностью, тихоходностью и надежностью. Добиться столь высокого превосходства над 220вольтными помпами переменного тока, тоже широко использующимися в охлаждении компьютеров, инженерам удалось за счет специфики применяемого двигателя. Центробежный насос в высоковольтных помпах переменного тока приводится в движение простым синхронным двигателем, направление вращения которого непостоянно – он начинает вращаться “куда ему легче” в момент включения (это зависит от начального положения ротора и фазы тока в сети). Поэтому крыльчатка помпы должна работать в обоих направлениях вращения. Единственной формой, удовлетворяющей подобным требования оказался крест или звездочка. Подобная крыльчатка конечно делает свою работу, но при этом далеко не идеально. Из-за необтекаемой формы крыльчатки помпа шумит, производительность, несмотря на бешеные обороты, не велика. На дешевых помпа из-за вибраций крыльчатка часто начинает болтаться на валу, что вызывает еще больший шум и стрекотание.

regular_pump

В отличие от помп переменного тока, двигатель в помпах постоянного тока всегда вращается в одну сторону. Это дает инженерам возможность максимально сконцентрироваться на улучшении гидродинамических свойств крыльчатки и камеры в которой она вращается. Кроме того обороты бесщеточных двигателей на 12тивольтных помпах контролируются электроникой, так, что помпа работает в оптимальном режиме. Некоторые низковольтные компьютерные помпы (например, канувшая в лету, продукция фирмы Asetek) имеют даже возможность подключения к порту USB и соответствующее программное обеспечение, позволяя пользователю мониторить работу девайса и управлять им.

Помпа Laing DDC не имеет возможности подключения к USB, но зато обладает массой других превосходных качеств.

Продолжить чтение

Ламинатор для ЛУТ

Всем радиолюбителям известен метод изготовления печатных плат в домашних условиях при помощи лазерного принтера и утюга, именуемый ЛУТ (лазерно-утюжная технология). Для тех кто не знаком с данной методикой, предлагаю тотчас хорошенько загуглить, ознакомиться с ней и взять на вооружение, ибо уже при небольшой сноровке можно добиться впечатляющих результатов, подобных рисунку справа. лут2

В данной статье я хочу предложить метод усовершенствования процесса, позволяющий на порядок улучшить качество получаемых печатных плат, и дорожки шириной 0.2-0.3мм перестанут быть проблемой.

При изготовлении плат методом ЛУТ основная загвоздка заключается в трудности точного переноса рисунка, распечатанного на бумаге, на медную поверхность заготовки. То утюг перегрет, то даванешь чуть сильнее – в итоге расплавленный тонер начинает плыть, соседние дорожки сливаются в одну сплошную, дырочки на пятачках исчезают и т.п. Если же паяльник недогрет, или давление на утюг недостаточно, то рисунок плохо пристает к заготовке, что тоже абсолютно неприемлемо. Конечно через какое-то время придрачиваешься, начинаешь попадать в эту золотую середину, но все равно нутром чуешь, что каждый раз есть небольшая погрешность, не позволяющая выжать максимум. Да и стоит не заниматься изготовлением плат с месяцок, вся приобретенная сноровка куда-то пропадает. Да и вообще, все что делается руками больше 2 раз, должно быть автоматизировано.

ламинатор В поисках способа избавиться от всех описанных выше трудностей, был найден сайт немецкого радиолюбителя, который придумал и реализовал относительно простой агрегат – решение всех проблем. Идея заключается в использовании ламинатора вместо утюга: равномерное давление валков ламинатора на будущую плату и стабильная идеальная их температура исключают сливание дорожек или их неприлипание. Благодаря своим прорезиненным валкам, он легко справляется с платами самой разной толщины.

Проблема заключается в том, что температура плавления тонеров большинства принтеров не менее 200 градусов Цельсия, что много выше рабочей температуры ламинатора. Кроме того, система контроля температуры ламинатора часто реализована на биметаллических датчиках, что подразумевает довольно большие осцилляции температуры валков ламинатора в процессе работы.

Продолжить чтение

Виртуальные машины

Виртуальные машины Виртуальная машина это программная реализация вычислительной машины (например компа), которая может исполнять программы, как обычный, реальный компьютер.

Изначально, виртуальные машины были изолированным дубликатом реальной машины. В настоящее время этот термин имеет небольшое отношение в какому-либо реальному оборудованию. Сейчас виртуальные машины предоставляют из себя полномасштабную системную платформу, которая поддерживает исполнение любых программ, включая Операционную Систему (ОС). Основное достоинство виртуальных машин заключается в том, что программное обеспечение работает в ограниченных ресурсах абстрактной среды, эмулируемой виртуальной машиной – оно не может вырваться из этого виртуального мира.

Например, всем известная виртуальная машина Java (Java Virtual Machine) – платформо-независимая программа, написанная на Java, в процессе работы пользуется Java Runtime Environment (JRE) для получения и отправки данных Оп. Системе. Таким образом, призванная предоставлять подобные сервисы программе, JRE функционирует как виртуальная машина.

Современные виртуальные машины поддерживают совместное использование аппаратных ресурсов компьютера, вместе с основной ОС, а также с другими виртуальными машинами, работающими параллельно. При этом совершенно неважно, какая ОС бежит в каждой из виртуальных машин.

К основным достоинствам виртуальных машин относятся:

  • Возможность параллельной одновременной работы нескольких ОС на одном физическом компьютере в строгой изоляции друг от друга
  • Возможность легко менять конфигурацию виртуального компьютера
  • Доступность, простота в обслуживании и работе, возможность быстрого устранения неполадок и восстановления системы

Недостатки:

  • Низкая производительность в сравнении с реальной машиной, из-за непрямого доступа к физическому оборудованию

ОС, установленная на виртуальной машине называется гостевой ОС  (Guest Operating System).

Виртуальные машины часто используются на больших серверах, когда множественные сервисы запускаются на разных гостевых ОС, дабы избежать интерференции между ними (quality-of-service isolation – QoS isolation). Подобные сервера называются server consolidation.

Для простого пользователя виртуальная машина тоже может быть крайне полезна:

  • В гостевой ОС можно смело экспериментировать со сторонним софтом, не боясь повредить или засорить основную ОС
  • В виртуальной среде можно работать со старыми программами, отказывающимися работать в современных ОС
  • Гостевая ОС может быть из совершенно другого семейства (например Linux или Mac OS, при основной ОС семейства Windows)
  • Появляется возможность создать виртуальную компьютерную сеть на одном физическом компьютере, для выполнения сетевых экспериментов или отладки сетевого программного обеспечения

Существует огромное количество виртуальных машин под всевозможное операционные системы. Среди них есть, на мой взгляд 3, особенно популярные:

  • VMWare – наиболее продвинутая виртуальная машина под ОС семейства Windows и Linux. VMWare поддерживает установку любых гостевых ОС, имеет поддержку аппаратного ускорения 3D графики (так что запуск Win7 с полноценным Aero и даже трехмерные игры не будут проблемой). Основной недостаток – программа платная. Но зато возможностей масса и качество на высоте.
  • Microsoft Virtual PC – виртуальная машина для ОС Windows. Virtual PC поддерживает установку гостевых ОС только семейства Windows (хотя есть умельцы, которые обходили и это ограничение). Virtual PC можно бесплатно скачать с сайта Microsoft, при условии, что вы пользуетесь лицензионной копией ОС Windows. В некоторых версиях Windows 7 программа установлена по умолчанию. Virtual PC не поддерживает аппаратного 3D ускорения, но зато занимает немного места и отличается высокой эффективностью работы (видимо лучше интегрируется в основную ОС – все таки продукт Microsoft’а).
  • VirtualBox – бесплатная виртуальная машина с открытым исходным кодом для ОС семейств Windows и Linux от компании Sun Microsystems. VirtualBox поддерживает виртуализацию доступа к 3D-ускорителям, но работа по поддержке D3D ещё не закончена (поддержка находится в состоянии бета-версии, её нужно отдельно включать в меню конфигурации VirtualBox). VirtualBox поддерживает установку любых гостевых ОС. До недавнего времени VirtualBox считался медлительной и неповоротливой виртуальной машиной. К счастью, компания Sun Microsystems провела серьезную работу над ошибками и последняя версия программы избавлена от подобных недостатков и стремительно завоевывает популярность среди пользователей.

После установки создание виртуального компьютера, его настройка и работа с ним очень похожи во всех упомянутых виртуальных машинах. Поэтому я приведу пример работы с Microsoft Virtual PC.

Продолжить чтение