После ознакомления с теоретической частью дела, можно приступать к практической части.
Как я писал ранее, существуют компании производящие афтер-маркет стабилизаторы, которые можно установить взамен существующих, для того, чтобы улучшить управляемость авто в поворотах. Кроме того, производятся стабилизаторы, предназначенные для установки на автомобили, на которых заводские стабилизаторы не предусмотрены вообще. К примеру, мой Nissan Almera N15, изначально снабжается стабилизатором лишь на передней оси. Австралийская компания Whiteline производит, в числе прочих, стабилизатор для задней оси, подходящий к моему Nissan’у.
Вдобавок к промоушен роликам на тытрубе, которые я уже упоминал (раз, два, три, четыре), перед покупкой, я естественно тщательно прошерстил зарубежные форумы. В Европе есть масса владельцев тюнингованых Almera, многие из которых, как выяснилось, установили себе задний стабилизатор от компании Whiteline. И все как один говорят, что это один из самых лучших модов, который существует для этой машины, и что поведение ее на дороге драматически меняется в лучшую сторону.
Забегая вперед скажу, что так оно и есть. При маневрировании на высоких скоростях, кажется, что машину подменили на что-то гораздо более современное и спортивное. Но об этом позже.
Итак, определившись с желаемым стабилизатором (Whiteline производит два типа – регулируемый BNR21Z и нерегулируемый BNR21), я заказал его на eBay. Через пару недель регулируемый стабилизатор BNR21Z был доставлен.
Упаковка экономичная – очень плотный полиэтиленовый пакет в форме буквы П. Внутри, кроме самого стабилизатора, прилагаются все дополнительные детали, нужные для установки, пакетик с солидолом для смазки втулок с помощью которых стабилизатор крепится к балке задней подвески, и инструкция.
Процедура установки подробно расписана в инструкции. Особо важные моменты подкреплены картинками, на которых, между нами девочками, нихрена не понятно. Определенная корреляция между картинкой и реальностью появляется только когда вживую видишь то, что на фото.
Тем не менее, сама процедура установки очень проста, и не требует никакого вмешательства в строение авто – все привинчивается используя уже существующие детали и отверстия в кузове и подвеске. Я закончил все примерно за полтора часа. При этом делал все очень неспешно и в одиночку – машину ставил на козлы и ползал под ней по мере надобности.
В первую очередь привинчиваются петли, через которые стабилизатор крепится к кузову. Привинчиваются они, используя те же отверстия, с помощью которых крепятся кронштейны, поддерживающие тормозные линии задних колес. Задние колеса при этом, разумеется, нужно снять.
Более длинные болты, нужные чтобы прикрутить бутерброд из кронштейна и петли к кузову, идут в комплекте со стабилизатором.
Далее, надеваем на стабилизатор предварительно смазанные солидолом втулки и с помощью U-образных хомутов привинчиваем все это дело к балке задней оси. Тут пригодится рулетка, чтобы свинтить все симметрично.
Далее, по инструкции, нужно установить назад задние колеса, спустить машину на землю, и с помощью 8-ми образных кронштейнов соединить концы стабилизатора с установленными ранее петлями. Здесь очень важно не перепутать порядок установки шайб, поэтому стоит тщательно сверяться с эскизом на инструкции в процессе сборки.
Фото, к сожадению, не очень…
В моей, регулируемой версии стабилизатора, существуют три отверстия крепления к петлям – это позволяет выбрать жесткость стабилизатора по своему усмотрению, как я описывал в теоретической части. Поначалу я выставил среднюю жесткость, но вскоре переставил на максимальную.
Среднюю жесткость выставлял по инструкции, т.е. машина стояла на земле – это было непросто, так как подобраться к болтам крепления стабилизатора, когда машина стоит на земле, и нет ямы почти нереально.
А вот переустановку на максимальную жесткость я производил с поднятой на козлы машиной и снятыми задними колесами, несмотря на диаметрально противоположные рекомендации производителя. При этом я непрерывно пытался понять, что именно меняется, если машина, во время процедуры, стоит на колесах – но так и не понял.
Сдается мне, что на некоторых машинах это может быть критично, и потому этот пункт однажды попал в инструкцию, и остался там на ПМЖ.
Из проблем во время установки возникла только одна. Точнее возникла она уже после установки, во время тест-драйва. Выяснилось, что труба, идущая к глушителю, раскачиваясь на своих подвесках во время езды, постоянно ударяла о болт крепления стабилизатора к петлям, наполняя салон какофонией металлических звонов и стуков.
Решение проблемы оказалось простым – если взглянуть на металлические штыри, на которые надеты резиновые подвески глушителя и труб, видно, что они обладают довольно большим допуском – в несколько сантиметров, в центре которого, в точке "наименьшего сопротивления" висит резиновая подвеска. Я выбрал эти допуски, отодвинув подвески максимально в сторону, и зафиксировал их хомутами. Таким образом, весь глушитель и трубы сдвинулся на 2-3 сантиметра в сторону, перестав биться о болт стабилизатора во время движения.
Теперь что касается ездовых качеств – это поразительно. Уже на средней жёсткости стабилизатора я почувствовал улучшения, а при переходе на самую высокую степень жесткости, они достигли апогея.
При спокойной езде нет никакой разницы, но стоит поддать газу, в виражах начинает казаться, что машину подменили на что-то значительно более спортивное. Значительно уменьшился крен и склонность к заносу кормы. Но даже если занос и начинается, машина все еще остается управляемой.
К анализу поведения машины на дороге я подошел постепенно. Четко зная лимиты машины при прохождении конкретных поворотов до модификации, я начал постепенно увеличивать скорость после установки стабилизатора, и постепенно подошел к новому лимиту.
Повороты, которые раньше давались на 80 км/час максимум, теперь спокойно пролетаются на 110, при этом – по четкой траектории, без скольжения и т.п.
Далее начинается занос, но при этом легкие и четкие движения рулем, параллельно с игрой газом, позволяют продолжать движение близко к намеченной траектории. Раньше, до установки стабилизатора, в моих неумелых руках это заканчивалось тотальным разворотом и остановкой поперек обочины в лучшем случае.
Поэтому приобретение для меня оправдало вложения на все 100%.
Кстати, ненастраиваемая версия стабилизатора, которую я упоминал ранее – равняется настраиваемой на максимальной жёсткости.
Если бы я знал это заранее – сэкономил бы и купил ненастраивуемую версию.
Буду рад ответить на вопросы и удачи тем, кто решится ставить.
Доброго времени суток. А на Almera Classic B10 подойдёт? Есть отличие в подвески от Almera N15?
@ Max_1993Rus:
К сожалению не знаю. =-O
Подойдет на B10.Там такая же балка стоит один в один