Стабилизатор поперечно-курсовой устойчивости — теория  P


Прежде чем публиковать отчет об установке стабилизатора на свой авто, хочется немного пояснить теоретическую часть дела.

Как известно, при прохождении поворотов, машина кренится и происходит перераспределение веса — колеса, катящиеся по внешнему радиусу поворота нагружаются, а катящиеся по внутреннему соответственно, разгружаются. При особо энергичном маневрировании, внутренние колеса могут даже полностью потерять контакт с дорогой. Не требует объяснения тот факт, что уменьшение или потеря сцепления с дорогой для одного и более колес не несет в себе ничего хорошего. В итоге машину начинает заносить.

На иллюстрации ниже схематично представлен автомобиль, поворачивающий налево, а также указаны силы, действующие на него — тяжести (mg), центробежная (mw2R) и трения (F1 и F2):

1

Как видно, правая часть подвески нагружается, а левая разгружается. Соответственно, F1 уменьшается, а F2 увеличивается. К сожалению, F2 не может расти бесконечно, и в какой-то момент статическое трение нагруженного колеса сменяется динамическим, и происходит занос.

Для решения проблемы крена существует несколько путей. К примеру, увеличение жесткости подвески. Это помогает, но езда с жесткой подвеской по не слишком ровным дорогам некомфортабельна, а при значительном увеличении жесткости, управляемость автомобиля при движении по ухабам стремительно ухудшается.

Стабилизатор поперечно-курсовой устойчивости позволяет эффективно решить проблему чрезмерного крена при прохождении поворотов. Идея проста — перенести часть нагрузки с подвески нагруженного колеса на подвеску разгруженного, пытаясь таким образом восстановить баланс, уменьшить крен и улучшить, тем самым, качество контакта автомобиля с дорогой.

Сам стабилизатор представляет собой П-образный торсион, прикрепляемый к кузову и подвеске следующим образом — вид сзади:

2

Вид сверху:

3

При этом, в случае независимой подвески, представленной на рисунке, горизонтальная часть крепится к кузову с помощью специальных креплений, сглаживающих вибрации и позволяющих стабилизатору вращаться вокруг своей оси, а вертикальные части прикрепляются к рычагам подвески:

4

Работает стабилизатор просто – когда нагрузка на подвеску с двух сторон одинакова и колеса движутся относительно кузова, вверх и вниз, вместе (например, при переезде через лежачий полицейский), торсион просто проворачивается в узлах крепления к кузову. А вот при крене автомобиля, левый и правый отрезки торсиона поворачиваются на различные углы, скручивая торсион и создавая упругий момент, передающий усилие с нагруженной подвески на разгруженную. Таким образом, частично восстанавливается баланс нагрузки на подвеску, и крен уменьшается:

5

Изменяя длину рычагов торсиона, а также характеристики формы и материала из которого он изготовлен, можно менять эффективность стабилизатора.

При установке на зависимую подвеску, горизонтальная часть стабилизатора часто крепится на общую ось, а концы рычагов крепятся к кузову. При этом идея остается неизменной.

К сожалению я не нашел видео, демонстрирующее работу стабилизатора для настоящего автомобиля. Но зато есть киношка о радиоуправляемой машинке:

Смысл стабилизатора здесь абсолютно такой же, как и на большом авто, при этом отчетливо виден как сам стабилизатор, так и его действие – когда нагружается подвеска с одной стороны, часть нагрузки передается на другую сторону, и подвеска там тоже сжимается.

Существуют компании производящие афтер-маркет стабилизаторы, которые можно установить взамен существующих, для того, чтобы улучшить управляемость авто в поворотах, так и стабилизаторы предназначенные для установки на автомобили, на которые стабилизаторы не предусмотрены. К примеру, мой Nissan Almera N15, изначально снабжается стабилизатором лишь на передней оси.

Про установку стабилизатора на заднюю ось я расскажу в следующей статье, но вот пара видео, на затравку:



Комментариев нет на “Стабилизатор поперечно-курсовой устойчивости — теория”

Комментарии:

Пожалуйста, авторизируйтесь для комментирования.

Облако меток:

  • обзор самопал поржать модернизация доработка компьютер измерения гараж ремонт Almera водянка паяльники и пайка прошивка кулер двигатель N15 Nissan интрумент Софт блок питания технологии микропроцессоры Windows история бред интрукция помпа чистка unlock тюнинг смартфон GPS трансмиссия автоматика установка внедорожник GA16DE браузер рабочее место печатные платы
  • Widgetised area

    This is a widgetised area. To fill it with 'stuff', use the Footer Right widget


    Подняться вверх