Бортовой компьютер Multitronics VC731 – мини обзор, модернизация, установка

Задумал я поместить в свой Nissan бортовой компьютер. В силу того, что подобной электроники в принципе очень мало представлено на рынке, а девайсов, поддерживающих довольно древний, проприетарный Nissan’овский протокол обмена данными с электронными блоками управления двигателями Consult и того меньше, выбор пал на продукцию компании MULTITRONICS.

Среди всего многообразия продукции компании, я выбрал бортовик Multitronics VC731. Не буду расписывать здесь всех его характеристик, ибо их много, и они легкодоступны на сайте производителя, но скажу, что девайс поддерживает работу с огромным количеством протоколов, и поэтому его получится запустить и эксплуатировать в подавляющем большинстве автомобилей с электронным управлением двигателем.

vc731-0-big

Бортовик способен отображать и анализировать огромное количество информации разного характера – начиная от статистики расхода топлива, до информации со всяких датчиков (температуры, давления, установок зажигания, количества потребляемого воздуха и т.п.). При этом способов отображения тоже масса – доступны как числовые показатели измерений, круглый индикатор со стрелкой, графики и т.д. Компоновка индикаторов полностью контролируется пользователем.

bortovik_1

vc731-6-big vc731-8-big

Вся накопленная информация может быть слита с девайса на компьютер через USB порт, и представлена в удобоваримом виде с помощью специальной утилиты. Кроме того, через тот-же USB возможно обновление программного обеспечения девайса, и настройка графики (цвета индикации, компоновка индикаторов на экране девайса и т.п.)

Кроме того он может предупредить (в том числе человеческим голосом, причем довольно качественным голосом), что двигатель перегрет, или недогрет, или осталось мало топлива и т.д., что без сомнений, иногда может очень выручить.

Короче это настоящий кухонный комбайн – в нем есть все, что может понадобиться.

Установку в машину я решил произвести по своему, так как предлагаемые способы крепления меня не устроили – хотелось, чтобы девайс более или менее слился с дизайном моего авто, а именно с панелью приборов, установленной на стойке лобового стекла:

gauge_01

После длительных раздумий и примерок, я решил расположить бортовик на торпеде, над центральной панелью, но не в родном корпусе, а в кастомном, как сейчас модно говорить, из стекловолокна.

Не буду расписывать здесь технологию работы со стекловолокном – это тема для отдельного рассказа. Скажу, что мой небольшой опыт в этом деле дал о себе знать, и количество ляпов, которые пришлось исправлять в процессе, приблизилось к бесконечности. Несчастный корпус шкурился, снова клеился, шпаклевался, снова шкурился и т.д. множество раз. Но, в конце концов, что-то получилось.

vc731_19 vc731_20vc731_22

Пока я возился с корпусом, вышла новая модель бортовика Multitronics TC750 – внешне такая же, но функционал обзавелся функцией осциллографа. Вскоре на сайте производителя появилась инструкция по доработке печатной платы моей версии бортовика, чтобы и на него установить обновленный софт с функцией осциллографа.

Доработку платы я, разумеется, тут-же произвел, а также смастерил щуп для осциллографа.

cable

vc731_14

Осцилл заработал, и работал довольно сносно, но за год использования бортовика я так и не воспользовался этим фичером для реальных измерений чего-либо, и за тем считаю его довольно бесполезным.

display

О подключении к машине – тут все просто. Следуем инструкции, и будет счастье.

Потребовалось подключиться к диагностическому разъему, к линиям питания, зажигания, земли, габаритов и датчику количества бензина в баке.

После подключения система заработала моментально без лишней нервотрепки.

vc731_02vc731_04vc731_06vc731_10vc731_12

Единственное что важно упомянуть – система требует некоторой калибровки. А именно:

  • Пробег и мгновенная скорость
  • Расход бензина путем интеграции его потока через форсунки
  • Количество бензина в баке

Теперь подробнее.

Скорость и пробег бортовик измеряет по количеству оборотов ведущих колес, умноженных на окружность среднестатистического колеса. Разумеется, окружность эта варьируется от машины к машине, потому изначально измерения могут быть неточными. Для калибровки производитель рекомендует обнулить счетчик пробега в бортовке, проехать заранее известное расстояние (минимум 10км), и занести этот точный пробег в бортовик. Дальше бортовик сам произведет подсчёт поправки на скорость и пробег, и в дальнейшем измерения будут точными.

Я для этой цели использовал точный GPS измеритель пробега, собранный собственноручно. О нем поведаю в отдельной статье в скором времени.

О расходе бензина – опять же, бортовик пытается подсчитать его по суммарному времени открытия форсунок, умноженному на пропускную способность форсунки, которая в свою очередь зависит от давления топлива в топливной рампе. Калибровка заключается в заправке до упора, обнулении счетчика бензина в бортовике, расходовании хотя-бы полубака топлива, снова заправке до упора и занесении в бортовик количества бензина, которое влезло в бак при второй заправке. Поправку, как и в предыдущем случае, бортовик рассчитает сам.

О количестве бензина в баке – оно измеряется по показаниям аналогово датчика-поплавка в баке, и тоже нуждается в калибровке. Она проста. Сливаем весь бензин из бака – говорим бортовику, что это ноль литров. Заливаем десяток литров, ждем немного, пока улягутся волны бензина в баке, и говорим бортовику, что это 10 литров. Льем еще 10, обновляем бортовик и т.д. После калибровки бортовик будет, довольно точно, в литрах, говорить, сколько бензина у нас на борту.

После всех этих манипуляций, рекомендую забекапить конфиг на комп, чтобы не кусать потом локти, если что-то пойдет не так, и бортовик придется сбросить на заводские настройки или перепрошить.

Кстати, что мне еще дико нравится в бортовике, так это то, что заметив резвый старт с места, он отображает на экране и голосом говорит, за сколько времени произошел разгон до 100 км/час. Тоже самое при энергичном торможении – отображается и проговаривается время и тормозной путь.

О проблемах – за год эксплуатации оных не наблюдалось.

Вот такие дела. Всем удачи.



У этой записи 2 комментариев

  1. Привет. Пост — то что надо. Спасибо за информацию, у меня такая-же альмера, и есть пара вопросов.
    Можно с тобой связаться по мэйлу?
    zelinskyi@gmail.com Буду благодарен

    (я подредакторовал — не люблю транслит. -=MindHunteR=-)

  2. Можно и по мылу, а зачем? Почему не здесь?

Добавить комментарий

Закрыть меню