Сегодня позвонил давний друг, рассказал, что приобрел новую машину, и попросил совета, как ее обкатать. Я подумал, что информация может быть полезна и тебе, читатель, поэтому решил оформить ее в виде статьи.
На мой взгляд, основная масса людей сегодня делится на 3 категории:
- Те, кто вообще не в курсе, о чем речь.
- Те, кто скажут, что современные новые авто обкатывать не нужно вообще.
- И те, кто скажут, что это сложный многоэтапный процесс, и простым смертным его не то что не осуществить, но даже понять практически нереально.
Ну, с товарищами из первой категории все ясно – незнание, это не порок, и именно для этого сегодня существует Гугл, и мой сайт в частности.
Во время обкатки авто, происходит обоюдная притирка соприкасающихся трущихся поверхностей двигателя, во время которой нивелируются погрешности производственных и сборочных процессов. По большей части это касается поршневых колец, и в меньшей степени клапанов и их сёдел. Других трущихся и физически соприкасающихся металлических делатей в двигателе нет: их неизбежно будет разделять тончайшая масляная пленка. Если по какой-то причине она пропадет, и произойдет механический контакт этих поверхностей, это очень быстро приведет к поломке, но это уже история для другой статьи.
Вернемся к категориям знатоков. Представители второй и третьей категорий, представленных выше, неправы. И неправота эта – классический пример народной байки, непреклонно передающейся из уст в уста. Байки, которая была вполне верна и применима десятилетия назад, но на сегодняшний день потеряла актуальность.
Действительно, 50 лет назад процедура обкатки двигателя нового автомобиля значительно отличалась от сегодняшней реальности. За эти десятилетия изменились материалы: коэффициенты теплового расширения деталей двигателя сегодня не просто значительно меньше, но и соседствующие детали из разных металлов могут расширяться одинаково, так, что зазор между ними практически не меняется при прогреве двигателя. Также, некоторые детали двигателей покрываются специальными антифрикционными покрытиями, а в масла добавляются специальные добавки модификаторы трения. Сами смазочные материалы претерпели радикальные изменения, и превратились из дымящего и термически нестабильного минерального масла, в полностью синтетический продукт, с уникальными характеристиками и высокой стабильностью работы при высоких температурах и давлениях. Ну и самое главное, технологии обработки поверхностей цилиндров, клапанов и их сёдел шагнули очень далеко вперед, по сравнению с тем, как это делалось на заре массового автомобилестроения. Для интересующихся подробностями, почитайте про хонингование.
В результате, процедура обкатки нового, современного двигателя на обычном, не спортивном автомобиле, сегодня достаточно проста. Все что нужно, это просто ездить по городу, с некоторыми ограничениями. Идея в том, чтобы равномерно и размеренно проходиться по всему диапазону рабочих оборотов мотора. Не нужно его рвать по красную линию на каждом зеленом, но и тошнить в режиме старушки, заботливо оберегая моторчик тоже не надо. Умеренно-сильное ускорение, это ОК! Ехать медленно по пробке – ОК. И быстро лететь по шоссе – тоже ОК. Но нужно и так, и эдак, т.е. монотонно ехать по трассе 3 часа – это НЕ ОК, ибо это статичные обороты двигателя. А нам сейчас очень нужна динамика и полный диапазон оборотов.
Тут нужно сказать, что я знаю весьма немало людей, считающих что высокие обороты мотора — это плохо, и рев двигателя вызывает дискомфорт. Ребята, уверяю вас, ничего с ним не случится. Вы ведь не испытываете страха перед пылесосом или блендером, где двигатель ревет буквально у вас в руках, вращаясь со скоростью 12 тысяч оборотов в минуту? Так же и с машинкой вашей ничего не случится. Выше красной черты вам моторчик не раскрутить. А ниже – ничего ему не будет. Как раз наоборот, вечно тошнотный режим эксплуатации ведет к засиранию камеры сгорания сажей, масложору, детонации и пропускам зажигания. Это не газонокосилка, которая заточена на определенные обороты. Это классный современный агрегат, расчитанный мозговитыми специалистами под широкий диапазон мощности и скорости. Не мучьте его постоянным тошниловом – езжайте динамичнее!
Итак, вернемся к обкатке. Умеренно динамично катаемся по городу на протяжении 700-1000 километров. Цифры эти, весьма приблизительные, и пара сотет километров в ту или иную сторону погоды не сделает. Ближе к 700-1000 километрам пробега уже можно начинать притапливать сильнее. Ну и все. Меняем масло, так, скорее на всякий случай, чем по реальной надобности, и все. Машина полностью обкатана и готова к боевой эксплуатации.
Кстати, владельцам внедорожников стоит потерпеть и не буксировать дом на колесах во время обкатки двигателя.
Теперь несколько слов о спортивных авто, с мощными моторами и/или большими турбинами и/или высоким наддувом. В целом, все тоже самое, но, учитывая гораздо более высокую нагрузку на детали двигателя, придется настойчиво проявлять недюжинную сдержанность, и не топить выше примерно 4000 об/мин и не давать больше примерно половины акселератора. Понимаю, что, отвалив кучу денег за спорт-кар, и не иметь возможности тут-же ввалить на нем, это реально крутой облом, но такова реальность, если есть желание обеспечить мотору долгую жизнь. Этот момент обязательно стоит взять в расчет, отправляясь в дилерский центр.
Вот и вся, как говорится, любовь. Удачи на дорогах.