Сервисное обслуживание подвески горного велосипеда  P


2017-10-06_232604На днях осуществлял сервисное обслуживание и смазку узлов подвески своего байка (Specialized Enduro Comp 2014 года). По рекомендации производителя, частичная разборка агрегатов подвески, с сопутствующей чисткой, заменой уплотнительных и очистительных колец и смазки, должна производиться раз в 50 часов покатушек. Раз в 100 часов нужно производить полную разборку подвески, с заменой уплотнительных колец воздушной камеры (картриджа), промывку клапанов и т.д. Этот вид сервиса, разумеется, значительно более серьезный.

Важный момент: под подвеской я имею ввиду вилку и задний амортизатор. Часовые интервалы у разных элементов подвести и разных производителей и моделей могут отличаться от указанных мной 50 и 100 часов. Для точной информации – читайте документацию на свою подвеску. Для моей есть вот такой замечательный документ.

Еще немного лирики по поводу интервалов между сервисами. Важно понимать, что указанные цифры, это лишь рекомендация. Точно также, как и замена моторного масла в автомобиле раз в 10 тысяч километров пробега: можно проехать 10 тысяч по трассе, а можно протошнить их по пробкам. Я поясню – в первом случает мотор проработает, скажем 150 часов, а во втором 1000. Разумеется, разрушительные окислительные и полимеризационные процессы в машинном масле после 1000 мотор-часов зайдут куда дальше, чем после 150. Также и в байке: нельзя обобщить все покатушки и те нагрузки, которые испытывает подвеска у суперпрофессионалов, с одной стороны, и новичков, с другой, равно как нельзя сравнить то количество грязи, которая попадет внутрь подвески через уплотнения при езде по жестокой грязи, с тем, что попадет при езде по сухой тропе.

В итоге, после нескольких итераций, большинство известных мне ездоков по выходным, эмпирически приходят к несколько завышенным, по сравнению с рекомендованными производителем, интервалам сервисных обслуживаний, без каких-либо негативных последствий.

Тем не менее, после покатушек, я настоятельно рекомендую промывку наружных поверхностей подвески проточной водой, с последующей протиркой насухо и легкой обработкой силиконовым спреем. Можно не сразу, поскольку я не вижу никакой срочности в этом процессе, а после интенсивной поездки иногда не в кайф сразу-же мыть велик. Это простая процедура позволит сберечь скребковое и очистительное кольца от преждевременного износа, и как следствие, избежать попадания грязи внутрь деликатного механизма подвески. Случись такое – последствия могут быть печальными. К примеру, царапины и задиры на поверхности труб вилки, приведут к постоянному повышенному износу скребковых манжет, что приведет к еще большему количеству грязи, попадающему внутрь вилки:

2017-10-06_233116

Ну, довольно о печальном. Поговорим немного о базовом сервисе. Для этого запасемся расходными материалами и инструментом. В моем случае, для вилки RockShox Pike такой сервис называется lower leg service, и для его проведения были приобретены следующие материалы:

  • Набор манжет, уплотнительных и очистительных конец RockShox Pike / Lyrik B1 / Yari / BoXXer Dust Seal & Foam Ring, Black

rock-shox-rockshox-pike-lyrik-b1-yari-boxxer-dust

  • Масло для подвески RockShox Suspension Oil, 0W-30, 120ml Bottle, Pike/Lyrik B1/Yari Lower Legs

rock-shox-rockshox-suspension-oil-0w-30-120ml-bott

Для заднего амортизатора Fox Shox Float CTD был приобретен:

  • Набор манжет, уплотнительных и очистительных конец Fox Shocks Float Air Sleeve Rebuild Kit for 2000-Current model Float Rear shocks

fox-shocks-air-sleeve-rebuild-kit

В наборе для Fox Shox Float CTD присутствует 5мл специальной смазки FOX FLOAT FLUID – этого достаточно для одной сервисной процедуры.

Кроме вышеперечисленного я приобрел смазку SRAM Butter Grease for Pike and Reverb Service – она здорово помогает при установке манжет и сборке подвески.

61at9GJXW0L._SY355_

Из инструмента и причиндалов понадобятся:

  • Тиски – в них будем зажимать подвеску, поэтому нужно позаботиться, чтобы губки не повредили нежный алюминий подвески. В идеале можно поиметь специальные тиски для ремонта великов, но учитывая, что зажимать очень сильно не придется, можно придумать что-нибудь с тряпками, резинками и т.п. Я поначалу пользовался тисками с мягкими алюминиевыми губками, но в какой-то момент приобрёл специальный стенд для ремонта и обслуживания байков.
  • Шестигранные ключи – в идеале в виде головок на динамометрический ключ. Многие пренебрежительно относятся к динамо-ключам, ссылаясь на недюжий опыт и уникальную чувствительность рук, позволяющую идеально отмерять усилия. Ну и флаг вам в руки, товарищи. Я поначалу тоже без ключа обходился, но каждый раз, закручивая стальной болт в податливую дюралевую деталь я переживал, как бы затянуть хорошенько, но и резьбу не сорвать. Ключи сейчас не дорогие, и легко решают проблему затяжки.
  • Куча одноразовых перчаток
  • Куча тканевых и/или бумажных салфеток без ворса
  • Изопропиловый спирт, лучше в брызгалке – очень упрощает процесс.
  • Специальная приспособа (Rockshox Seal Installation Tool) для установки манжет или изолента (подробности ниже)

51mOEqgsDuL._SL1320_

    • Шприц
    • Пинцет с тонким, но тупым, концом
    • Мелкие плоские отверточки

Ну-с, приступим. Я не буду описывать саму процедуру. Взамен, выложу видео, которыми я руководствовался в процессе – в них наглядно показаны и описаны все этапы обслуживания.

Для RockShox Pike:

В видео выше, с пятой минуты, используется пластиковая штуковина для запрессовки манжет. Я делаю это вот так:

Манжеты, в предварительно смазанные смазкой SRAM Butter Grease седла садятся очень легко. ВАЖНО – их легко можно засадить слишком глубоко (что приведет к чрезмерному расплющиванию поролоновых очистительных колец, сидящими под манжетами), либо недостаточно глубоко (что даст очистительным кольцам слишком большую свободу передвижения). Посему, вынимая старые манжеты, запомните, как глубоко они сидят.

Для того, чтобы сэкономить масло для подвески RockShox Suspension Oil, я не наливаю его в ванночку для замачивания очистительных колец, как на видео сверху. Я поступаю, как дядька вот в этом ролике – устанавливаю сухие кольца, а потом жирррррно пропитываю их маслом с помощью шприца (с 6:00):

Очень важно, чтобы новые очистительные кольца не попали в контакт с изопропиловым спиртом – они мгновенно его впитывают и распухают.

В целом процедура очень проста, занимает 20 минут, и, вдобавок к видео-роликам, предельно подробно освещена в официальной инструкции. Там-же есть пошаговое описание полной разборки вилки для масштабного сервиса (damper and spring service) – об этом в следующий раз.

Теперь, к заднему амортизатору. Интервалы проведения сервисных работ доступны на официальном сайте вот в таком виде.

В этот раз рассмотрим простую процедуру базового сервиса, под названием air sleeve maintenance. Кроме того существует официальная пошаговая инструкция с картинками. Я руководствовался ей, а также вот этим видео-роликом, так как в нем, в отличие от многих других, наглядно показан процесс замены уплотнительных колец на рубашке амортизатора:

Чтобы было легче напялить рубашку на шток на финальной стадии сборки, я могу порекомендовать выставить настройку жёсткости на самую мягкую, а настройку отскока на самую медленную позицию. Это позволит снизить усилие, необходимое для сборки амортизатора.

Кстати, это видно вот на этом видео:

После сборки подвески, нужно накачать ее воздухом, и настроить, в соответствии с весом и предпочтениями ездока. Но это уже тема для отдельного разговора, равно как и разбор полного сервиса амортизатора (suspension fluid service).

К слову, хочется сказать пару слов о полном переборе подвески. С этим есть определенные сложности – официально, производители не поставляют комплекты расходников для полного сервиса в широкие массы, ссылаясь на то, то данная процедура должна производиться исключительно профессионалами в специализированных сервис центрах. Раздобыть эти комплекты в магазинах (реальных и онлайн) практически невозможно, поскольку их просто не продают в розницу, ввиду угрозы поиметь проблемы с поставщиками. Кроме того, информации о самом процессе в сети не много (хотя, сказать по правде, я особо сильно не искал), и, кроме того, понадобится значительно больше инструмента и приспособлений. Но, как говорится, поживем – увидим.

За сим откланяюсь! Удачи в процессе!



Комментариев нет на “Сервисное обслуживание подвески горного велосипеда”

Комментарии:

Пожалуйста, авторизируйтесь для комментирования.

Облако меток:

  • самопал обзор поржать модернизация доработка компьютер Almera измерения гараж ремонт паяльники и пайка водянка двигатель N15 прошивка кулер Nissan Софт технологии блок питания интрумент микропроцессоры Windows чистка смартфон тюнинг помпа история бред интрукция браузер GA16DE GPS автоматика unlock рабочее место мышка программирование процессор электрогитара

  • Подняться вверх